С 31 июля в России вступили в действие изменения в правил предоставления коммунальных услуг, правила заключения договоров ресурсоснабжения и в требования к организации расчетов за коммунальные ресурсы. И это может в корне изменить систему платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Почему никто не сделал этого раньше
Хотя, стоит отметить, что возможность платить за ресурсы, поставляемые в многоквартирные дома (газ, электричество, вода, тепло) появилась у владельцев жилья и квартиросъемщиков еще в апреле2018 года, когда были внесены изменения в Жилищный кодекс РФ.
Между тем в последние годы в России случилась не обна плачевная ситуация, когда ДУКи, аккумулируя деньги граждан на своих счетах, не рассчитывались с ресурсниками, копили долги, а потом и вовсе банкротились.
Но по прошествии довольно длительного времени мало кто из россиян сам занялся тем, чтобы заключать прямые договора с ресурсоснабжающими организациями, пожалев на эти процедуры время и силы. Об этом сообщает Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ.
Два пути отступления от произвола ДУКов
С 1 августа процедура должна пойти легче, а процесс отстранения ДУКов от управления вашими платежами станет проще. Последние изменения в законодательстве предлагают типовые условия договора поставки коммунальных ресурсов.
На самом деле есть два сценария действий – как перейти на прямые отношения с поставщиками.
Первый – жильцы организуют общедомовое собрание и принимают решение о заключении прямого договора с поставщиком.
Второй – сама ресурсная организация (например «РВК-Ростов» или «Россети-Центр») рассылает владельцам недвижимости договоры, которые те самостоятельно заполняют и возвращают в организацию 1 экземпляр. Стоит заметить, что действие такого договора начинается с того момента, как вам выставили первую платежку непосредственно от этой компании.
Чем еще плох договор с ДУКом
Как отмечают эксперты, в типовых договорах с ДУКами есть юридические пробелы, на которые владельцам жилья стоит обратить особое внимание.
Например, в них отдельно не оговорены характеристики качества услуги. Это такие показатели, как например, температура подаваемой в дом воды или давления газа.
Еще один пункт, который упущен в типовых договорах – порядок разрешения споров с поставщиком, если услуга оказана некачественно.
Достаньте свой договор с управляющей компанией и вы, скорее всего, прочитаете, что в подобной ситуации нужно написать жалобу в ДУК, а уж его сотрудники будут оформлять претензию к ресурсникам, вместе с ними проверять факт нарушения и обоснованность жалобы. Все. Что происходит дальше – сплошной пар и туман. И тяжба за компенсацию может тянуться годами.
Подводные камни прямых договоров
- В тех регионах, которые уже перешли на прямые расчеты, довольно часто платежи за потребленные ресурсы вырастают, приводит высказывание эксперта «Российская газета». – Это происходит потому, что ресурсник заинтересован в том, чтобы получить с потребителя по максимуму. Подозреваю, что компании приписывают порой больше потребленного по факту.
В таком случае собственник квартиры вынужден будет самостоятельно разбираться в платежке и доказывать свою правоту, а это требует и времени, и юридической грамотности.
Выбор за вами
В Воронеже практика заключения прямых договоров пока не получила широкого распространения.
- Мы еще не сталкивались с такими случаями и не получали никаких документов на эту тему, - рассказал корреспонденту ДОМОСТРОЙРФ представитель Госжилинспекции по Воронежской области.
Собственно, если вы доверяете своей управляющей компании, уверены в ее благонадежности, можете спокойно платить за воду-газ-свет через ДУК.
Если решили пуститься в самостоятельное плавание по бурным жилищно-коммунальным волнам – никто не имеет права отказать вам.
К слову, на днях Росреестр по Воронежской области опубликовал рейтинг доверия воронежских домоуправляющих компаний. Можете проверить благонадежность своего ДУКа здесь.
Комментарии