Воронеж для велосипедистов: существующая инфраструктура и перспективы ее развития

Обзоры
1608
0

Велосипед в Воронеже – популярное средство передвижения. По данным опросов, здесь его используют 6% жителей. Это очень много: в других городах, сходных по численности и социально-экономическому положению этот показатель не превышает 1-1,5%. В городе действует несколько школ для подготовки велосипедистов и почти в каждом районе города есть велосипедная база, а Федерация велоспорта области поддерживает партнёрские отношения с Федерацией РФ, Федерациями субъектов. Следовательно, велосипед в городе широко используется в спортивных и транспортных целях. Все это создает неплохие предпосылки для создания здесь велоинфраструктуры. Портал ДОМОСТРОЙРФ.РУ подготовил подробный материал о том, как развивается велоинфраструктура в Воронеже, какие проекты вот-вот реализуют, какие еще на уровне идеи и какое внимание уделено развитию инфраструктуры для велосипедистов в новом генплане.

Проблема велоинфраструктуры в Воронеже

Рассмотрим существующее состояние велоинфраструктуры в городе на примере трех локаций. По информации МКП «Экоцентр», ориентировочная протяженность велодорожки в Воронежском центральном парке составляет 1,1 км.

Воронеж для велосипедистов: существующая инфраструктура и перспективы ее развития   - фото 1

Фактически велодорожка появилась здесь на одном из тротуаров, куда решили нанести полимер. Это произошло уже после выполнения работ в парке. К общественникам обратились с просьбой подсказать место, где можно нанести полимер. Дорожка не функционирует должным образом, отсутствуют знаки и навигация, большинство велосипедистов проезжают по главной дорожке парка, а велосипедная используется преимущественно пешеходами.

 
Протяженность велодорожки на Чернавской Дамбе составляет 800 метров. Здесь организованы повороты под 90 градусов, часть дорожки проходит рядом с дорогой, куда детей, как правило, не пускают кататься. В результате из 800 метров маршрута около половины остается невостребованным. Кроме того, дорожка рассчитана на одного, но на ней не указано направление движения. Все это не создает должных условий для появления здесь трафика велосипедистов.

 
Более 1 км широкого тротуара было организовано на Чернавскому мосту по направлению от левого берега. Ранее здесь была тропинка, по которой было тяжело пройти и проехать в непогоду. После того как власти уложили асфальт, маршрут стал востребован велосипедистами. Этот маршрут изолирован от автомобильной дороги, а из-за большой протяженности практически не используется в качестве прогулочного пешеходами. Кроме того, он отвечает не столько развлекательной потребности велосипедистов, сколько транспортной.

 

Резюмируя можно сказать, что большая часть велодорожек в городе располагается в парках, не соответствует требованиям нормативных документов, фрагментарно оборудована ТСОДД и представляет собой разрозненную сеть. Поездки на велосипеде по городу осуществляются в общем потоке машин или пешеходов. Все это снижает востребованность велосипеда в городе и делает его опасным видом транспорта.

Воронеж для велосипедистов: существующая инфраструктура и перспективы ее развития   - фото 2

По данным Воронежской Госавтоинспекции, за 2019 год в городе совершено 49 наездов на велосипедистов в результате которых пострадало 46 человек и 4 человека погибло. В 2020 году в Воронеже совершили 35 наездов на велосипедистов в результате которых пострадало 35 человек и 1 погиб. 

Воронеж для велосипедистов: существующая инфраструктура и перспективы ее развития   - фото 2

В городе пока нет станций технического осмотра велосипедов, пунктов подкачки шин, нет системы навигации, большинство подземных переходов не оборудовано пандусами, в зонах наземных пешеходных переходов нет пониженного борта. Для того чтобы припарковаться на территории города организовано более 100 велопарковок суммарной ёмкостью более 400 мест. Однако эти парковки, как правило, предназначены для переднего колеса и тоже не пользуются большим спросом. При этом есть примеры удачных велопарковок с капитальными стойками на проспекте Революции. 

Воронеж для велосипедистов: существующая инфраструктура и перспективы ее развития   - фото 3

Развитие велоинфраструктуры в основных локациях Воронежа

Предполагается, что велодорожка появятся на главной улице города уже в 2021 – 2022 годах. К реализации проекта благоустройства проспекта Революции планируют приступить уже следующей весной. На относительно раннем этапе находится проект благоустройства парка "Динамо".  Парк "Дельфин" недавно передали в концессию. Его благоустройство будет включать создание трассы, которую смогут использовать велосипедисты. 

Центральный Парк

В настоящее время МКП «Экоцентр» разрабатывается проект «Дирекция Воронежского центрального парка», включающий предложения по благоустройству территории, в том числе по установке информационных и навигационных стендов, а также прорабатывается вопрос источников финансирования.

Если ссылаться на генплан, то в Воронежском центральном парке предусмотрено около 10 км велосипедных маршрутов и специализированных велотрасс. 

Воронеж для велосипедистов: существующая инфраструктура и перспективы ее развития   - фото 4

Проспект Революции

В настоящий момент по муниципальному контракту ООО «Архитектурное бюро 1»  выполняет проектно-изыскательские работы, направленные на благоустройство проспекта Революции. По контракту, работы должны выполнить до 25 ноября текущего года. Заданием на проектирование предусмотрена реконструкция тротуарного покрытия с устройством велосипедных дорожек. В настоящее время работы по выполнению проектно-сметной документации завершаются, после чего будут переданы в Госэкспертизу для проверки проектной документации, включая проверку достоверности определения сметной стоимости, и получения заключения по проекту.

Воронеж для велосипедистов: существующая инфраструктура и перспективы ее развития   - фото 5

В этом году власти хотели организовать велодорожки на проезжей части, однако возникли сложности проезда остановок. По стандартам отступ от остановки  должен составлять 1,5 метра, а минимальная ширина велодорожки – 0,9 м. В итоге расстояние от кромки проезжей части до внешней границы велодорожки составляет 4,4 метра, что приводит к небезопасному совмещению дорожки и средней полосы. В связи с этим дорожки решили перенести на тротуар. 

Парк «Дельфин»

По проекту, в парке предусмотрена 900-метровая трасса здоровья, которая подходит в том числе и для велосипедистов. Однако инвестор в дальнейшем намерен сделать освещённую пешеходно-велосипедную дорожку по берегу Водохраналища от парка до Дамбы Чернавского моста.

Воронеж для велосипедистов: существующая инфраструктура и перспективы ее развития   - фото 6

В настоящий момент идёт поиск партнёров для реализации этого проекта. Более подробно идею собираются проработать  после окончания основной части работ по реконструкции парка. Напомним, что основную часть работ по реконструкции парка "Дельфин" собираются выполнить к лету следующего года.

Согласно генлпану, в лесопарке "Оптимистов"  запланировано два веломаршрута - трассы с асфальтовым покрытием протяжённостью 800,0 м и трасса с асфальтогрунтовым покрытием протяженностью 800,0 м. В парке "Южный" - с асфальтовым покрытием протяжённостью 500,0 м и с грунтовым покрытием протяжённостью 500,0 м. В парке "Танаис" - асфальтовые дорожки 300,0 м.

Появится ли велоинфраструктура в Воронежской области

Зарождающийся тренд на велокультуру подхватывают и в Воронежской области. Так, в Боброве разрабатывают проект «Городской гостиной», который включает благоустройство в центре города пешеходных зон и объектов велоинфраструктуры. Поскольку проект победил на конкурсе Минстроя, на его реализацию выделят грант на сумму до 70 млн рублей. Или, например, в Рамонском районе отдельный застройщик реализует на территории клубного поселка парковую зону площадью около 2 га, где предполагается организация сети велодорожек и пешеходных маршрутов. Парковая зона расположена на закрытой, охраняемой территории самого клубного поселка «Панорама» площадью 15 гектаров. Поселок расположен в деревне Новоподклетное. В настоящий момент здесь ведется строительство таунхаусов. Сдать все объекты (жилой фонд поселка — 305 таунхаусов) намерены до 4 квартала 2023 года.

Воронеж для велосипедистов: существующая инфраструктура и перспективы ее развития   - фото 7

Диалог с общественностью

В 2018 году управлением главного архитектора администрации городского округа город Воронеж в рамках протокола поручений, определенных губернатором Воронежской области А.В. Гусевым организован ряд совещаний с участием представителей общественной организацией «Велосипедизация Воронежа» с целью подготовки и обсуждения предложений по развитию сети велодорожек на территории города Воронежа.

По результатам подготовлена перспективная схема веломаршрутов, которую направили разработчикам материалов генерального плана городского округа город Воронеж (ГАУ города Москвы «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы»), а также КСОДД города Воронежа (ООО «Первый ЦОУ») с целью определения возможности организации велодорожек (велополос) на участках улиц города Воронежа.

Воронеж для велосипедистов: существующая инфраструктура и перспективы ее развития   - фото 7

Для подготовки проекта по благоустройству проспекта Революции собирались привлечь несколько общественных активистов. Проектировщики встретились с 8 общественниками, поговорили, но это было на начальном этапе. При внесении корректировок и изменений в проект к общественникам обращаться уже перестали. Привлечение общественников уже по факту выполненных работ в парке "Динамо" также продемонстрировало отсутствие должного взаимодействия сторон. Кроме того, представители общественности уже не первый раз подготовили собственный проект городского велокаркаса. Его отправили проектировщикам транспортной схемы, однако ответа пока не последовало.

Развитие велоинфраструктуры в Воронеже на 2021-2041 годы

 Воронеж для велосипедистов: существующая инфраструктура и перспективы ее развития   - фото 6Велодвижение в городе будут развивать по трем направлениям:

- создание единой сети велосипедных путей;

- создание велосипедной инфраструктуры;

- оборудование велосипедных путей средствами организации движения, устройство пониженного борта и т. п.

Схема развития велотранспортной инфраструктуры представляет сеть соединения основных направлений и существующих маршрутов, которые используют велосипедисты. Кроме того, рассматриваются радиальные маршруты, соединяющие центр города с жилыми районами. Сформирован перечень улиц для обустройства велодорожек, который включает в себя порядка 80 км маршрутов (из них 4,7км на первую очередь), распределенных для реализации на территории всего города. Наряду с этим выполнены предложения для размещения 53 велопарковок и 11 объектов велошерринга.

Важным элементом проектируемой сети велосипедных дорожек стал маршрут «Большое велосипедное кольцо», с помощью которого планируется соединить велотранспортными связями правый и левый берег Воронежского водохранилища. Петровская набережная – ВОГРЕСовский мост – Чернавский мост – Ленинский проспект предложено на первую очередь.

Вопрос нанесения дорожной разметки и обустройства велодорожки у развязки Северного моста дорожными знаками будет проработан при формировании плана дорожных мероприятий на 2021 год.

Кроме того, рассматривается создание велосипедной навигации в городе путём создания приложения и установки знаков маршрутного ориентирования, а также размещения специализированных информационных стоек/стендов. 

Автор: Евгений Морозов
Изображения: Евгений Морозов, Алексей Бабкин, материалы генплана

Комментарии

Добавляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Узнай о действующих спецпредложениях от застройщиков