Портал ДОМОСТРОЙРФ пообщался с молодым воронежским художником Яном Посадским о том, какую роль играет стрит-арт в организации городского пространства, в каких городах России наиболее развито уличное искусство и при чём здесь государство.
Про искусство для неподготовленных
Имя молодого перспективного художника Яна Посадского воронежцы узнали после того, как на развалинах домов на улице Куколкина появилась его первая работа «Время».
- Воронеж — город, когда-то восставший из руин и отстроенный с нуля. С грустью наблюдаю, как раз за разом попадают под снос дома послевоенной архитектуры. Прекрасно выстроенные советские ансамбли улиц теряют свой оригинальный облик, - написал художник в посте под серией снимков.
После этого фотографии его работы всё чаще стали появляться в новостных лентах воронежских СМИ и социальных сетях простых горожан.
По словам художника, он работает в формате public-art (искусство в городской среде, ориентированное на неподготовленного зрителя – ред.), работы в таком формате могут быть выполнены в виде надписей, рисунков, предметов и инсталляций. Ян Посадский работает в направлении site-specific art.
- Site-specific art – художественная практика, вдохновлённая конкретной городской локацией, её архитектурой, дизайном или историей. Если работу разместить в другом месте, она просто потеряет смысл. Меня вдохновляют интересные места, истории или события, - рассказывает художник.
Большинство горожан называет уличное искусство – граффити и не видят различия между форматами и направлениями. По мнению Яна, различие между стрит-артом и граффити заключается в контексте и целевой аудитории, хотя визуально они могут и не отличаться. Граффити – это отметка – надпись, рисунок или тег – представителей различных субкультур.
Среди граффитистов проходят соревнования – нужно нанести сложную работу на видном месте и остаться незамеченным. Например, осенью прошлого года в центре города на заборе, который огораживал ремонтные работы восемь граффитистов нанесли надпись «Забава» и выложили запись в соцсети.
- Я никогда не состоял в граффити-сообществе, а сразу начал работать в формате public-art в контексте городских пространств. - заявляет художник, - Уличное искусство играет роль некого «пластыря» или «подорожника» для определённого места, оно может привнести в него жизнь и сделать новой городской достопримечательностью – подарить ему историю и стать притягательным для горожан или гостей города. Хотя эти произведения искусства невечные и их прелесть как раз в том, что они временные. Как только художник закончил работать, его творение больше ему не принадлежит, а становится частью города и каждый горожанин может поступить с ним как хочет.
Про Воронеж критически
По мнению Яна Посадского, в Воронеже культура стрит-арта мало развита – художников, которые работают в этом жанре единицы, а работы примитивные и не имеют никакой художественной ценности. Те работы, которые появляются на улицах города по заказу администрации – бронзовые истуканы, и не несут никакой актуальной повестки для жителей города.
- Городское уличное искусство может быть сложным, интересным и интерактивным с применением виртуальной реальности, - говорит художник, - Но не только у нас в городе, почти повсеместно по России творчество прогрессивных художников цензурируется и никак не поддерживается.
Уникальность Воронежа в том, что город построили практически с нуля 70 лет назад. В Воронеже трудно разглядеть трёхсотлетнюю историю, а современные памятники, которые якобы указывают на историю основания Воронежа Петром I полная «туфта», отмечает художник.
- Нужен свежий взгляд на привычные вещи для того, чтобы по-новому преподнести историю, - говорит Ян Посадский, - В своих работах я стараюсь показать привычную эстетику Советского союза или рассказать малоизвестные горожанам детали.
Про историю и абстракцию
Опираясь на историю основания Петром I города на берегу реки Воронеж Ян Посадский создал необычную картину, изобразив на здании теплостанции рядом с Адмиралтейской площадью геометрическую абстракцию белого цвета. По его словам, на самом деле эта «каракуля» - изображение реки Воронеж датируемое 1899 годом. Работа стильно и современно трактует историю реки Воронеж и водохранилища.
Ещё одна большая работа в творческой копилке художника – роспись стен старейшего воронежского кинотеатра «Пролетарий». На первом этаже кинотеатра перед входом в Премьер-зал изображён портрет Владимира Ленина в стереоочках. Здесь в 70-х года XX столетия показывали стереофильмы.
Вторая роспись находится над парадной лестницей кинотеатра и ее площадь составляет 40 кв.м. На ней изображены представители четырёх рабочих профессий в стереоочках. В основу этих двух работ легли исторические события, происходившие в СССР и непосредственно связанные с кинотеатром. По мнению художника, зритель часто трактует его работы исходя из собственного опыта и знаний. Например, осенью прошлого года напротив кинотеатра «Пролетарий» художник расписал телекоммуникационный шкаф – на белом фоне подчёркнутые двумя линиями слова «скоро».
- Люди в социальных сетях публиковали версии контекста работы. Многим по понятным причинам она напоминала унитаз, кто-то думал, что это реакция на повышения цен на транспорт, - говорит Ян Посадский. - На самом деле работа про постоянные обещания чиновников. На ее создание меня вдохновила металлическая вывеска на крыше здания напротив «Пролетария» - «Скоро, скоро, скоро, скоро на экранах города новые фильмы».
Иногда работы художника направлены на то, чтобы привлечь внимание горожан и властей города к актуальным проблемам. В сентябре 2019 года рядом с крупным сетевым магазином художник написал «Выручает!», через несколько дней рисунок закрасили. Надпись художник выбрал неслучайно – это слоган магазина. Впрочем, спустя несколько дней вывеску магазина все-таки демонтировали.
- Я пытался привлечь внимание к проблеме – нужно урегулировать дизайн-регламент, для того чтобы фасады крупных супермаркетов были приведены к единому сдержанному виду, – считает Ян Посадский.
Про поддержку стрит-арта государством
Художник уверен, что для развития современного искусства государство должно оказывать поддержку. Яркие тому примеры Пермь, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Современное искусство создаёт уникальную идентичность города, а это привлекает туристов.
- Из любого пустыря или заброшенного здания можно сделать креативное пространство, и оно будет местом притяжения для творческих горожан и туристов. Со временем там появятся коммерческие объекты – кафе, магазины и барбершопы. Такие примеры есть в крупных городах России, - рассказывает Ян, - Увы, в Воронеже поддержки от властей нет. Да и о чём говорить, если в городе нет ни одного государственного музея современного искусства. Хотя такое искусство актуально, выражает проблемы общества и иллюстрируют сегодняшний день.
«Дай пять» - пространство для своих
В мае прошлого года Ян Посадский с другом художником Мишей Гудвином открыли в «обкомовском» доме на улице Пятницкого, 52 мастерскую «Дай пять». Молодые люди собирают под крышей мастерской единомышленников не только из Воронежа, но из других городов России и проводят фестивали, выставки, джемы и кинопросмотры концептуального кино.
Материал подготовила Мария Смирнова
фото: архив Яна Посадского
Комментарии