Artboard 2 copy 2

Какими методами можно решить проблему с парковками в Воронеже?

Какими методами можно решить проблему с парковками в Воронеже? - фото 1

С проблемой припарковаться в собственном дворе, либо же в центре города сталкивался, наверное, каждый автомобилист Воронежа. За последние годы многое изменилось: в городе организовали платное парковочное пространство, начали активно развивать городской транспорт, однако проблема с парковкой никуда не делась. Свое видение проблемы, а также варианты решения парковочного вопроса корреспонденту ДОМОСТРОЙРФ.РУ рассказали общественные деятели Воронежа, представители властей и другие специалисты, компетентные в данной сфере. Однако сначала расскажем о том, как парковки стали одной из основных проблем города.

Причина появления проблем с парковками и возникновение платных парковок в Воронеже

Какими методами можно решить проблему с парковками в Воронеже? - фото 2

Проблема с организацией парковки в городе возникла в результате постепенного смещения вектора развития транспорта в городе. Уходя от трамваев и троллейбусов, Воронеж пополнялся ПАЗиками, вместе с этим популярные маршруты «захватили» частники, и множество транспортных ветвей стало пересекаться. Всех интересовали востребованные центральные маршруты, а дальние уголки города оставались нерентабельными, и в вечернее время дождаться транспорт там стало просто нереально. Власти обратили внимание на этот процесс слишком поздно, когда немалая часть населения уже успела пересесть на личный транспорт. Так Воронеж стал городом с одним из самых высоких показателей по автомобилизации. Еще несколько лет назад на 1000 жителей приходилось 350 автомобилей, что примерно по одному автомобилю на семью. К настоящему моменту эта цифра значительно выросла.

Кроме того, редкие ЖК имеют подземные парковки, но цена за такую парковку порой доходит до половины стоимости квартиры. В свете этого покупка гаража обойдется значительно дешевле, но все гаражи находятся на окраине города, и предложений гораздо меньше, чем спрос. Также стоит отметить, что стоимость одного парковочного места в подземном паркинге начинается от 400 000 рублей, владелец получает кусок бетона и ежемесячные отчисления на содержание, к тому же продать такое машиноместо практически невозможно. Капитальный гараж в ГСК обойдется в среднем в 200 — 250 т.р., и при этом будет право собственности на сам гараж и землю. Суммы ежегодного платежа в разы меньше, чем обслуживание подземной парковки. Поэтому купить гараж намного выгоднее, чем машиноместо.

Покупать автомобили жителей побудило еще и отсутствие инфраструктуры в новых ЖК и районах. В первую очередь сдается жилой дом, а уже потом, когда-нибудь строится школа и детский сад. Молодой семье приходится отдавать своих детей в школы и детские сады, которые зачастую находятся в других районах или вообще на другом конце города. Каждое утро этот факт порождает многокилометровые пробки, особенно это ощущается в Северном районе, где очень плотная застройка и проживает около трети населения.


Автомобильный трафик двигается по дорогам, спроектированным во времена СССР, дороги попросту «не переваривают» этот поток, отсюда и пробки, рассказал корреспонденту ДОМОСТРОЙРФ.РУ один из администраторов группы в вк "нет платной парковке в Воронеже" юрист Сергей Рыжков.

Какими методами можно решить проблему с парковками в Воронеже? - фото 7

В администрации города отметили, что формирование системы платных городских парковок было вызвано не только решением проблемы пропускной способности главных городских магистралей, но и предоставлением возможности припарковать машину в центральной части города. Однако создание платного парковочного пространства предполагало определенные сложности с их внедрением и содержанием. Реализовать муниципалитету такой масштабный проект, предполагающий дополнительные расходы из бюджета, самостоятельно, без привлечения финансовых средств инвестора, довольно сложно, поэтому власти приняли решение заключить концессионное соглашение. При этом, согласно концессионному соглашению, средства, получаемые от размещения автомобилей на платных парковках, поступают в бюджет города — 25% от всех платежей на период окупаемости проекта и 40% в последующие годы в доход бюджета перечислено чуть более 29 миллионов рублей.

В настоящее время организовано более 6 000 платных парковочных мест и установлено более 7800 дорожных знаков. Заполняемость парковок находится на уровне 80%, что является достаточно высоким показателем.

В чем главная проблема парковок Воронеже

Какими методами можно решить проблему с парковками в Воронеже? - фото 3

«В настоящий момент главная проблема парковок в Воронеже не лежит в плоскости „хватает“ или „не хватает“, поскольку их всегда будет не хватать. Это исходит из отложенного спроса: если мы будем строить парковок столько, чтобы „хватало“, то нам нужно будет посчитать, сколько человек работает в центре, сколько из них физически могут водить автомобиль и выяснится, что весь центр должен стать одной сплошной парковкой. Основная проблема лежит в другой плоскости — насколько парковки в Воронеже упорядочены», - рассказывает гражданский активист Виталий Иванищев. При этом в городе много машин припарковано не по правилам: постоянно заполнены островки безопасности, водители паркуются вторым и третьим рядом. Это создает проблемы общественному транспорту: троллейбус, например, может припаркованные машины во втором ряду, а в третьем — уже нет.

В мэрии корреспонденту ДОМОСТРОЙРФ.РУ прокомментировали, что муниципалитет не имеет полномочий привлекать к административной ответственности водителей, нарушающих правила парковки (полномочия ГИБДД). Однако по личному водительскому опыту, отметил сотрудник пресс-службы администрации, сейчас чаще эвакуируются автомобили, нарушающие правила парковки.

Какими методами можно решить проблему с парковками в Воронеже? - фото 5

Глава регионального отделения фонда «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца», кроме системных, отмечает и локальную проблему запаркованности главных улиц города:

«В центре до сих пор можно встретить парковку вторым рядом на проспекте Революции, на улице Плехановской — это недопустимо, поскольку в результате сильно снижается пропускная способность этих участков и возникают пробки».

При обращении в ГУ МВД России по Воронежской области корреспонденту ДОМОСТРОЙРФ.РУ удалось узнать, что наибольшее количество нарушений правил парковки в 2020 году выявили именно на центральных улицах. В топ пять вошли: Плехановская, 20 лет Октября, Фридриха Энгельса, Ворошилова, Московский проспект.

Система платных городских парковок: недостатки реализации

Какими методами можно решить проблему с парковками в Воронеже? - фото 4

В Воронеже платные парковки так и не заработали в полной мере. Еще до запуска платных парковок в сентябре 2018 года гражданский активист Виталий Иванищев написал статью «не так страшны парковки, как процедура их введения», где подробно описал все минусы и недостатки ее внедрения. «К сожалению, — отмечает автор, — большую часть этих минусов так и не устранили. Плоха не сама концепция платных парковок, а их реализация. Снимают номерные знаки, вешают бумажечки, я ни разу не видел чтобы представители концессионера обратились к властям с этой проблемой, они молчат, проект, по сути, не работает и свою функции он до конца не исполняет. Наряду с этим появление разметки немного упорядочило организацию общественного пространства».

На вопрос «обращался ли к мэрии концессионер по поводу проблемы снятия номерных знаков или завешивания их бумажечками на парковках?» власти ответили следующее:

«На сегодняшний день муниципалитет не имеет возможности привлечения к административной ответственности лиц, снимающих государственный номерной знак (или прикрывающих букву/цифру посторонними предметами). В Воронежской области отсутствует норма, предусматривающая эвакуацию автомобиля за данное нарушение».

Кроме того, по мнению управляющего партнера юридической компании «ПРО.Закон», общественного деятеля Геннадия Пешкова, концессионер со своей задачей не справляется, не производится уборка, условия концессионного соглашения непонятно, как исполняются и многие терминалы не работают.

Варианты решения проблемы с парковками в Воронеже

Какими методами можно решить проблему с парковками в Воронеже? - фото 5

Платные парковки заработают только когда будет неотвратимость наказания, а если шанс того что выпишут штраф за неоплату парковки составляет 10–15%, то конечно у человека нет стимула его исполнять, ведь велик шанс того, что наказание просто не последует. Кроме того, в Воронеже фактически отсутствует наказание за парковку на газоне, открытом грунте, хотя припаркованные в таких местах машины становятся главным источником грязи в городе. Следовательно, ответственность за проблему парковок в городе лежит и на органах ГИБДД, отмечает гражданский активист Виталий Иванищев.

По данным ГУ МВД России по Воронежской области, в 2020 году на территории Воронежа выявлено 12 954 административный правонарушений за нарушение правил парковки. В результате на штрафстоянки задержали 11 048 транспортных средств.


Однако управляющий партнёр юридической компании «ПРО.Закон», общественный деятель Геннадий Пешков считает, что штрафы здесь не выход. В КоАП РФ входят более серьёзные правонарушения, на которые ГИБДД стоит обращать свое внимание. ГИБДД должны будут только этим заниматься тогда, а от действительно серьезных нарушений их отвлекут, отмечает  Геннадий Пешков.

«При этом, если мы говорим про платные парковки, то здесь штрафует не ГИБДД, а административные комиссии, которые работают в рамках администрации города. Здесь ГИБДД не повлияет никак», - комментирует происходящее глава регионального отделения фонда «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца» Юрий Родионов.

Какими методами можно решить проблему с парковками в Воронеже? - фото 6

Помимо штрафов рассматриваются и другие варианты разрешения проблемы, например, Геннадий Пешков предлагает построить нормальные подземные и надземные паркинги, тогда у людей и не будет возникать вопросов, почему они должны платить за «обочину» или «полоски на асфальте».

Здесь же стоит вспомнить одну из основных проблем с парковками в городе, которую отмечал Виталий Ивлищев, а именно — упорядоченность парковок. Ведь в Воронеже есть многоуровневые паркинги, однако под Романовским сквером и Центральным рынком они стоят полупустые, поэтому если и строить, то учитывать при этом реальный запрос на парковочные места в конкретном районе.

Хотя в любом случае в администрации Воронежа отметили, что в ближайшее время строительство муниципальных платных парковок не планируется.

 
Как уже говорилось ранее, зимой концессионер не справляется с уборкой парковочных мест от снега. В связи с этим от депутата госдумы Березина поступало обращение к Вадиму Кстенину временно сделать парковки бесплатными. Своим комментарием другому изданию по этому поводу, а также по поводу улучшения работы платного парковочного пространства в городе с корреспондентом ДОМОСТРОЙРФ.РУ поделился основатель и лидер ОД «Дорожный Контроль», учредитель ЮК «Право на защиту» Вадим Серов.

«Либо убирайте парковочное пространство, чтобы услуга предоставлялась, либо делайте бесплатной на промежуток времени, когда уборка не осуществляется, — отмечает Вадим Серов. Концессионер может организовать уборку, тогда пусть закупит оборудование, либо уменьшит объем платных паковочных мест, так как не справляется с раздутым штатом платного парковочного пространства. Лучше оказывать услугу меньшему количеству людей, но качественно, а они взвалили на себя обязанности, которые выполнить не могут».

Среди рекомендаций по налаживанию ситуации с парковками в городе глава регионального отделения фонда «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца» также отметил следующие:

  • организация ряда перехватывающих парковок;
  • корректировка цен на основе проведения анализа данных по оплате штрафов и платных парковок, а также их загруженности;
  • налаживание системы общественного транспорта.

Какими методами можно решить проблему с парковками в Воронеже? - фото 9

О том, что развитие городского транспорта положительно скажется на ситуации с парковками в городе, отмечал и  Сергей Рыжков. По его мнению, транспорт не должен приносить прибыль, он должен стать инфраструктурой, регулярным, вместительным. Владеть машиной для передвижения – дорого, поэтому большинство откажется от личного транспорта ввиду его дороговизны. Наряду с этим Сергей Рыжков предлагал следующие варианты решения парковочного вопроса:

  • законодательное закрепление норм машиномест исходя из 1 места на 1 квартиру. Приоритет – наземная парковка и многоуровневая парковка ввиду дешевизны, относительно подземного паркинга;
  • запрет увеличения плотности населения в старой застройке;
  • при реновации выделять места для многоуровневых надземных парковок для разгрузки дворов от машин. Расчет – плотность населения на конкретном участке. После строительства – запрет на стоянку машин на дороге;
  • при реализации новых МКД в первую очередь выделять места под школы, сады, поликлиники и т.д. Это позволит сократить трафик и нагрузку дорог;
  • сдача в аренду существующих подземных мест для парковки, потому что молодая семья, выплачивающая ипотеку, не в состоянии приобрести машиноместо ценой как половина квартиры.

Что делать по истечении срока концессии

Какими методами можно решить проблему с парковками в Воронеже? - фото 7

Напомним, что концессионное соглашение реализуется с конца 2017 года, оно было заключено на 10 лет, следовательно, истекает в 2027 году. За три с лишним года организация платного парковочного пространства в городе показала себя с разных сторон, однако общий тренд недовольства общественности ею все равно сохраняется. Мнения о том, что по истечении 10 лет необходимо расторгнуть концессию придерживается большинство, однако что за этим последует?

Ответ на этот вопрос хорошо сформулировал гражданский активист Виталий Иванищев:

«В идеале мэрия должна создать муниципальное предприятие, которое будет заниматься платными парковками. Для того, чтобы это произошло, необходимо уже сейчас думать, кто этим будет заниматься, поэтому мэрии необходимо трудоустроить несколько своих человек в горпарковки».

В мэрии же ответили, что сейчас такой долгосрочный прогноз отсутствует. Пока парковки в формате концессии зарекомендовали себя с положительной стороны, долгосрочные прогнозы по ее истечении делать рано.

Автор: Евгений Морозов
Фото: Евгений Морозов

При использовании материалов ссылка на Domostroyrf.ru обязательна.

Читайте также

Андрей Еренков: «Сегодня есть стремление сделать Воронеж компактным»
Андрей Еренков: «Сегодня есть стремление сделать Воронеж компактным» Мнение эксперта
Эксперт: «Рынок пассажирских перевозок Воронежа поделен между современными «феодалами»
Эксперт: «Рынок пассажирских перевозок Воронежа поделен между современными «феодалами» Мнение эксперта
В столице Черноземья подвели итоги конкурсов на организацию перевозок в общественном транспорте. На торги было выставлено 74 направления, а количество маршрутов, представленных в каждом лоте, колебалось от 1 до 4.
Нефть, платина, морёный дуб: чем на самом деле богата воронежская земля?
Нефть, платина, морёный дуб: чем на самом деле богата воронежская земля? Мнение эксперта
Наш регион славится природными богатствами. Но в народе ходят легенды, что аккурат под областным центром расположено подземное море нефти, павловский гранит в огромных количествах содержит драгоценную платину, а на дне Воронежского моря лежат штабеля ценнейшего морёного дуба, кубометр которого оценивается в тысячи долларов. Что из этого — правда, а что — вымысел, разбирался портал ДОМОСТРОЙРФ.РУ.

Комментарии

Добавляя комментарий,
вы соглашаетесь с правилами сайта
Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором сайта!
Наверх